С днём рождения,
пресс-релиз!
Основной формат: как появился, что пережил и к чему пришел за 112 лет жизни современный пресс-релиз.
30 октября 1906
Айви Ли, «отец» современного PR,
выпускает первый в истории пресс-релиз
Текст, созданный Айви Ли, был связан с трагедией на железной дороге в Пенсильвании. Пассажирский поезд сошел с рельсов и рухнул в залив Атлантик-Сити, в результате крушения погибло 50 человек. Пенсильванская железная дорога была клиентом Айви Ли. После катастрофы он не только убедил ее руководство в необходимости распространить публичное заявление, но и уговорил выделить специальный поезд для доставки журналистов к месту происшествия.

Такой инновационный подход к корпоративным коммуникациям настолько впечатлил New York Times, что в заметке «Statement from the Road» пресс-релиз был перепечатан дословно. В последующие недели как пресса, так и чиновники восхищались открытостью и честностью Пенсильванской железной дороги. Через полгода Айви Ли, представляя интересы компаний, добывающих антрацитовый уголь во время забастовки шахтеров, разослал второй пресс-релиз — и вызвал неудовольствие журналистов. Представители прессы увидели в истории передергивание фактов и обвинили Айви Ли в скрытых манипуляциях.


Первый в мире опубликованный пресс-релиз
1919 год
Дорис Флейшман становится первой в истории
женщиной — авторкой пресс-релизов

Дорис Флейшман
Источник: Jewage
Вместе с мужем, знаменитым Эдвардом Л. Бернейзом, автором «Кристаллизации общественного мнения», Дорис работала в PR-агентствe Edward L. Bernays, Counsel on Public Relations. Супруги специфически делили работу в компании. Эдвард общался с клиентами, выполнял представительские функции и служил лицом компании: бизнес в начале ХХ века оставался чисто мужским миром, особенно такой бизнес, где одним из основных клиентов было военное ведомство США.

Дорис доставалась текущая «черная» работа: она готовила материалы, писала тексты и выпускала пресс-релизы. Большинство клиентов Counsel on Public Relations и не подозревали, что Дорис вовлечена в рабочий процесс, а она успевала заниматься воспитанием двух дочерей, принимать участие в парадах феминисток, публиковать статьи о жизни женщин в ведущих журналах США и даже писать мемуары.
Дорис Флейшман
Источник: Jewage
Вместе с мужем, знаменитым Эдвардом Л. Бернейзом, автором «Кристаллизации общественного мнения», Дорис работала в PR-агентствe Edward L. Bernays, Counsel on Public Relations. Супруги специфически делили работу в компании. Эдвард общался с клиентами, выполнял представительские функции и служил лицом компании: бизнес в начале ХХ века оставался чисто мужским миром, особенно такой бизнес, где одним из основных клиентов было военное ведомство США.

Дорис доставалась текущая «черная» работа: она готовила материалы, писала тексты и выпускала пресс-релизы. Большинство клиентов Counsel on Public Relations и не подозревали, что Дорис вовлечена в рабочий процесс, а она успевала заниматься воспитанием двух дочерей, принимать участие в парадах феминисток, публиковать статьи о жизни женщин в ведущих журналах США и даже писать мемуары.
1930 год
Пресс-релиз становится
общепринятым стандартом
Стейтменты (официальные заявления для прессы) и релизы выпускают не только компании, но и публичные лица. Широко известным стало, в частности, заявление для прессы Альберта Эйнштейна: в котором ученый объявляет о своей поездке в Пасадену по приглашению Калифорнийского технологического института.

Он объясняет, чего он ждет от общения с зарубежными коллегами при поддержке США, превозносит страну как «главного сторонника экономического и технического прогресса» и выражает надежду на то, что финансирование научных исследований позволит найти способы преодоления экономических кризисов и соблюсти баланс между производством и потреблением. Вскоре за этим заявлением последовала эмиграция ученого из нацисткой Германии.



Оригинал документа с подписью Эйнштейна сегодня выставлен
на eBay за 1,15 млн. рублей!

1952-1954 годы
|
Телетайп
Источник: geekpad.ru
Всё это время основным способом отправки пресс-релизов была обычная почта. Революцию в доставке совершила PR Newswire. Оснастив редакции бесплатными телетайпами, компания рассчитывала получить доход с клиентов, заинтересованных в отправке пресс-релизов в СМИ. Заказывая PR Newswire распространение пресс-релизов, компании в буквальном смысле платили за прямой доступ в редакции. Примеру PR Newswire вскоре последовала другая компания — Business Wire.
Ее основатель Ларри Локи, много работавший в интересах United Press и General Electric, вспоминал: «В самом начале мы с единственным сотрудником делили комнату девять на двенадцать футов… У нас был один телефон, электрическая пишущая машинка и грохочущий телетайп, подключенный через выделенную линию к каждой ежедневной газете».
1960-1970 годы
Пресс-релиз уходит от текстового формата
В PR-практику приходит осознание того, что полноценные пресс-киты могут анонсировать многие проекты и события гораздо лучше, чем традиционный текст пресс-релиза. Пресс-кит вместо текстового релиза распространяют создатели первого фильма Star Wars.
В его составе много интересной информации о съемках, комментарии актеров и 10 оригинальных глянцевых черно-белых кадров из фильма, напечатанных на плотной фотобумаге высокого разрешения.Такой способ подачи информации, по расчетам компании-промоутера, может заинтересовать редакторов и привлечь внимание людей в кинотеатрах.
Внедрять фото в пресс-релизы почти сразу начинают и компании-конкуренты, фотографии, кадры и даже рекламные модули разного размера становятся базой для создания пресс-китов в киноиндустрии, коммуникациях, осуществляемых NASA, производителями товаров сегмента лакшери — машин и часов.
1980-е годы
Появляются видеорелизы — готовые сюжеты для ТВ
Релизы-картинки сменяются видеорелизами (VNR) — новостными отчетами, созданными PR-фирмами, корпорациями или государственными агентствами. VNR часто включают интервью с экспертами, некоторые выбираются случайно и опрашиваются спонтанно. Иногда PR-агентства нанимают профессиональных актеров, они говорят на камеру четко заученные тексты, демонстрируя процесс использования продуктов, элементы фирменного стиля и т. д. Естественно, журналисты имеют право критически относиться к видеорелизу и частично использовать его фрагменты при монтаже телесюжета. На предоставленный видеоряд редакция часто пишет собственный сценарий.

По данным исследования «Центра средств массовой информации и демократии», опубликованного в 2006 году, 77 телевизионных каналов, которые передавали VNR в предшествовашие исследованию десять месяцев, активно маскировали содержимое VNR под свои собственные сюжеты, более трети этого эфирного времени каналы транслировали предварительно упакованный VNR целиком.
1995 год
Выходит самый короткий и самый известный
спортивный пресс-релиз

Баскетболист Майкл Джордан собственноручно пишет самый эффектный релиз в истории спорта: «I'm back». Так спортсмен сообщает о намерении вернуться в баскетбол. Агент НБА Дэвид Фолк с четвертой попытки составил черновик пресс-релиза, объясняющего детали ухода и возвращения Джордана из бейсбола в баскетбол.

После того как Майкл прочёл черновик релиза, он решил сделать все сам. «Он просто посчитал, что не было необходимости в объяснениях или оправданиях, – рассказывает Фолк, который собственноручно разослал факс с новым вариантом пресс-релиза информационным агентствам. – Я считал себя довольно неплохим автором, по работе мне приходилось писать очень часто, но он настоял на своём». Фраза напомнила болельщикам Джордана знаменитую кинореплику Терминатора.

Источник: jordan.com
2000 год
Фальшивый пресс-релиз обрушивает акции Emulex на 50%
Двадцатитрехлетний студент колледжа El Camino Community Марк Джейкоб распространяет фальшивый пресс-релиз, желая обрушить курс акций компании Emulex и сыграть на падении их рыночной стоимости. От имени компании Emulex он посылает в новостную службу Internet Wire пресс-релиз о том, что глава компании покидает свой пост, а Комиссия по ценным бумагам начинает расследование в отношении компании. В результате возникшей биржевой паники акции Emulex падают в цене на 50%, а рыночная стоимость компании снижается на $2,5 млн. После того, как выяснилось, что пресс-релиз является фальшивкой, Джейкоб был приговорен к 44 месяцам тюрьмы и штрафу $440 000.

2001 год
Выпущен первый мультимедийный пресс-релиз
Мультимедийным называют пресс-релиз, содержащий кликабельные фотографии, диаграммы, рисунки и видеоматериалы, столь же важные, как и сам текст релиза.

Новый вид услуг в индустрии коммуникаций. В 1997 году обработку материалов для мультимедийного пресс-релиза впервые предлагает Business Wire, а через четыре года PR Newswire выпускает первый мультимедийный пресс-релиз для Touchstone Pictures, предназначенный для продвижения фильма «Перл Харбор».

В релиз входят b-roll, звуковые фрагменты, изображения с высоким разрешением и трейлер фильма. Коммерческий успех фильма свидетельствует и об успехе PR-кампании с использованием мультимедийного пресс-релиза.
2000-е годы
С развитием интернета количество
пресс-релизов вырастает лавинообразно
Тэд Кларк, редакционный директор MarketingSherpa, рассказывая об инновационных подходах к пресс-релизу, называет свою тактику "SEO PR" (от Search Engine Optimization). Другие его коллеги говорят о "search engine promotion," "press release SEO," "press release optimization" and "news search SEO." Пресс-релизы насыщаются ключевыми словами, которые хорошо индексируются поисковыми системами.

На заре становления российской PR-индустрии в России некоторые агентства рассылают пресс-релизы не только журналистам, но всем пользователям, попавшим в их поле зрения, — от потенциальных партнеров клиентов до случайных комментаторов. Фраза «Кто такая Марина Рожкова и откуда у нее мой адрес» становится мемом. В каждом письме от Ма pиН 04кИ фигурирует строчка о возможности отписаться от нежелательной рассылки, но эта функция не работает. Рассылка пресс-релизов постепенно становится синонимом спамерства.
2018 ГОД
Пресс-релиз в эпоху пост-модернизма
Пост-пост, мета-мета
Источник: twitter.com
В пост-мире изменился подход к созданию и распространению пресс-релизов. Инфоповод двигают эмоции и кастомизация. Чем больше базовых эмоций задевает ваш пресс-релиз, тем больше шансов у него попасть в новостную ленту. Привлечь внимание журналистов в настоящее время может либо очень сильный инфоповод, либо креативная подача материала. Ярким примером нестандартного подхода при распространении инфоповода может служить креативная рассылка Tornado Energy и Electronic Arts. Альтернативой пресс-релизу стал адресный питчинг с правилом 4К: «конкретному» журналисту, «кратко», «ключевые» элементы, желательно с «картинкой».
Пост-пост, мета-мета
Источник: twitter.com
В пост-мире изменился подход к созданию и распространению пресс-релизов. Инфоповод двигают эмоции и кастомизация. Чем больше базовых эмоций задевает ваш пресс-релиз, тем больше шансов у него попасть в новостную ленту. Привлечь внимание журналистов в настоящее время может либо очень сильный инфоповод, либо креативная подача материала. Ярким примером нестандартного подхода при распространении инфоповода может служить креативная рассылка Tornado Energy и Electronic Arts. Альтернативой пресс-релизу стал адресный питчинг с правилом 4К: «конкретному» журналисту, «кратко», «ключевые» элементы, желательно с «картинкой».
Подпишитесь на нашу рассылку
Только полезные новости и кейсы мира PR
Приходите ещё
и расскажите друзьям!
Для связи
+7 (499) 322 1995
smcomm@smcomm.ru
Чтобы делать крутые штуки,
мы используем куки.
Оставаясь на сайте, вы
подтверждаете, что не против
Окей. Я не парюсь
Close