Пресса и прессинг

Ориентируемся в мире медиатренингов
ОБУЧЕНИЕ
Photo by Mikael Kristenson on Unsplash
Конец 1990-х, битвы титанов в формате теледебатов. Пресс-секретарем кандидата в депутаты Госдумы написана речь, ее содержание разбито на модули-карточки. Впереди эфир на московском телеканале. «А если вас спросят, почему вы, директор школы, идете в политику, надо сказать, что политика – дело тонкое, требует знания психологии, проблем детей и родителей», — напутствует пресс-секретарь, пытаясь хоть как-то застраховать не привыкшего к публичности босса. В эфире этот вопрос звучит первым. «Политика — дело тонкое, — морщит лоб спикер, оторопело замолкает, покрывается потом, а потом радостно выдыхает: «Тоньше, чем комарик писает». С тех пор прошло много лет, рассказывают, что за плечами у героя уже не один десяток медиатренингов. Помнит ли он «писающего комарика»? Наверняка.
Сегодня медиатренинг — самый распространенный и действенный формат постановки навыков публичных выступлений перед СМИ. Результатом эффективных медиатренигов становится умение свободно, без промахов и роковых для репутации спикера и компании ошибок общаться с журналистами и оппонентами в медиа. Выделяют два основных типа медиатренингов.
Тип первый: экспресс-тренинг
под руководством PR-специалиста
Этот наиболее востребованный сегодня формат позволяет оперативно подготовить спикеров компании под форматы ближайших PR-активностей. На тренинге подробно рассматриваются предстоящие мероприятия: выступление на радио или ТВ, студийное интервью или пресс-конференция, общение с журналистом один на один или участие в ток-шоу. Экспресс-формат позволяет решить задачи ближайшей перспективы, "вооружив" спикера необходимыми навыками для успешного выступления. Модульная структура позволяет миксовать информационные блоки, делая тренинг максимально полезным.
Из обязательных элементов в экспресс-тренинг включают:

  • Обзор современных медиа. Влиятельность. Индекс цитируемости.

  • Новостной повод. Актуальность. Контекст. Виральность.

  • Содержательная часть речи спикера. Ожидания журналистов.

  • Что делать, если...

В зависимости от предстоящих задач, остальные блоки тренинга согласовываются с клиентом индивидуально.
Важно понимать, что не может быть типового формата и содержания, универсально подходящего для любой компании. Программу составляют с учетом специфики рынка и продукта компании, новостного фона, опыта и состава участников, и т.д. Для оценки эффективности медиатренинга важно заранее зафиксировать "отправную точку": подготовить мониторинг информационного поля, перечень сложностей, с которыми сталкивались спикеры, сделать аудио/видео запись выступлений. Участники тренинга должны быть заранее настроены на продуктивную работу: не просто на прослушивание информации, а на глубокое восприятие и отработку, на изменение стереотипов и предоставление обратной связи. Только усилиями обеих сторон достигается желаемый результат, который благотворно сказывается на всех последующих коммуникациях представителя компании с прессой.

"Чаще всего медиатренинги организуют для сотрудников, получивших продвижение по службе. Высокая должность с новыми обязанностями, предполагающими публичные выступления или даже эпизодическое общение с журналистами, часто является вызовом для человека. На тренингах спикер получает представление о том, что можно ожидать от общения с журналистами и каковы "правила игры". Даже экспресс-формат тренинга позволяет спикеру преодолеть страх и успешно выполнять свои обязанности официального представителя компании в дальнейшем" - поделилась Олеся Рожкова, менеджер по работе с ключевыми клиентами агентства SmartComm.


Тип второй: эталонный медиатренинг с видеосъемкой и приглашенными звездами
Этот формат часто выбирают международные компании со строгой корпоративной политикой внешних коммуникаций. Также его заказывают как "вторую ступень" подготовки, если после экспресс-тренинга у компании кратно возрастает количество возможностей для публичных выступлений, увеличивается доля рынка и частота контактов с целевой аудиторией и т.д.

На данном тренинге много внимания уделяется теоретической подготовке, подробно обсуждается опыт участников, разбираются сложные ситуации и допущенные ошибки. К участию приглашаются дополнительные специалисты для отработки техники речи (управление голосом и дыханием, улучшение дикции). Обсуждается пластика тела и подача информации, чтобы невербальное поведение оратора не вступало в конфликт с вербальным. Демонстрация полученных знаний происходит на тестовом интервью с журналистом, организуемым после нескольких обучающих занятий. Видео с этого интервью подробно анализируется для устранения оставшихся "шероховатостей".

Стать суперзвездой эфира или сцены данный тренинг не позволит, но обрести уверенность в любых внешних коммуникациях и уважение журналистов - наверняка!

Важно понимать, что не может быть типового формата и содержания, универсально подходящего для любой компании. Программу составляют с учетом специфики рынка и продукта компании, новостного фона, опыта и состава участников, и т.д. Для оценки эффективности медиатренинга важно заранее зафиксировать "отправную точку": подготовить мониторинг информационного поля, перечень сложностей, с которыми сталкивались спикеры, сделать аудио/видео запись выступлений. Участники тренинга должны быть заранее настроены на продуктивную работу: не просто на прослушивание информации, а на глубокое восприятие и отработку, на изменение стереотипов и предоставление обратной связи. Только усилиями обеих сторон достигается желаемый результат, который благотворно сказывается на всех последующих коммуникациях представителя компании с прессой.


Подпишитесь на нашу рассылку
Только полезные новости и кейсы мира PR